….Все чаще и чаще вокруг слышишь про эту CRM. Вроде понятно – система управления взаимоотношениями с клиентами. А что именно это за система, что она делает конкретно, а что я получу от неё, зачем она нужна мне?...
Вот с такими вопросами некоторые руководители ко мне подходят. Мол, расскажи, что это за «зверь такой» эта ваша CRM.
Бывает так, что клиент поставил систему, а потом оказывается, что руководитель еще «не созрел» для неё, т.е. деньги потрачены, система установлена, но никто ею не пользуется и «валяется» ненужным дорогим хламом на компьютере.
Как буд-то, живя на юге, купил шубу, а Зима все не наступает, но обладание шубой успокаивает, хотя пользы никакой.
Хочу заметить, что любая автоматизация, в том числе и CRM – это прежде всего инструмент, но не цель. Инструмент применяется для чего-то. Например, инструмент пила – чтобы пилить деревья – инструмент бензопила позволяет делать это эффективнее. Но, если бензопилой отпиливать тоненькие веточки, то эффективней все же маленькой пилой.
Инструмент 1С:Бухгалтерия – позволяет вести бухгалтерский учет – позволяет даже вести какие-то взаимоотношения с клиентами (реквизиты, акт сверки) – при помощи инструмента CRM можно управлять взаимоотношениями с клиентами эффективнее (расширенные сведения, воронка продаж, измерение эффективности работы продавцов и т.д.).
Прежде чем внедрять у себя CRM руководитель (именно руководитель) должен, как я уже говорила «созреть». Он должен сам прийти к тому, что не хватает какого-то инструмента, чтобы «выпилить вот это изделие». Чтобы искать такой инструмент, который бы мог решить его проблему, а не наоборот: сначала найдем инструмент, а потом решим что мы с ним можем делать.
А вы уверены, что Вам нужна система CRM?
Посмотрите очень критично на следующие вопросы и ответьте сами себе, только честно:
- Раздел. Контактные данные
- Вы хотите иметь и хранить контактные данные ваших покупателей, которые когда-то у вас что-то купили? Или потенциальных покупателей, которые чем-то интересовались у Вас? Вы их разбиваете на какие-то категории, вип-клиенты? Зачем? Что вы с этими данными делаете или хотите делать?
- Как и где вы сейчас храните реквизиты, категории ваших покупателей? Каких реквизитов вам не хватает для вашего замысла?
- Раздел. История общения
- Нужно ли Вам видеть историю общения с вашим клиентом, знать, что и когда они у Вас купили, вашу переписку с ним, звонк? В общем любое общение с ним, кто из сотрудников общался, когда и по какому вопросу. Зачем? Что вы с этим делаете или планируете делать?
- Как и где сейчас Вы учитываете общение с клиентом? Чего Вам не хватает, какие проблемы Вы сейчас в связи с этим ощущаете?
- Раздел. Воронка продаж
- Нужна ли Вам воронка продаж? Нужно ли Вам знать сколько Интересов (Лидов) поступило в Вашу компанию, и сколько реально купили ваш товар или услугу? Зная эти ответы, вы сможете изменить ситуацию в лучшую сторону, знаете ли вы методы расширения воронки продаж? Какие товары продаются лучше, или дело в менеджерах, какие менеджеры продают лучше?
- Как и где сейчас вы учитываете эти показатели? Что не устраивает сейчас, какие есть проблемы с этим анализом?
- Раздел. Маркетинговая активность.
- Вы проводите маркетинговые мероприятия, акции, создаете рекламу, рассылку? Какая акция принесла вам наибольший доход? Почему Вы так решили? Для чего вам нужна эта информация, чтобы вы с ней хотите делать?
- Как и где вы сейчас это учитываете сейчас? Можно ли удобно и быстро считать статистику? Какие есть проблемы в этой области?
Это самые простые задачи, которые может решить система CRM, так сказать, для неискушенных. И "Зачем" вам это надо вы уже сами себе ответили. Важно, не просто иметь эту систему, а ИСПОЛЬЗОВАТЬ её в повседневной работе. И вот с этим у некоторых возникают сложности (саботаж сотрудников, встраивание в существующие процессы....)
Уважаемые читатели, напишите мне, пожалуйста, какие сложности у вас были при внедрении CRM? Если справились, то как? Какой опыт был у Вас, положительный или нет? Если вы еще не внедряли у себя CRM, какие у вас есть вопросы? Я сейчас пишу книгу о CRM. Мне очень важны все мнения, вопросы, которые, возможно, нужно осветить, реальные, с которыми Вы сталкивались в жизни.