С 20 января 2021 года начался подготовительный этап обязательной маркировки молока и молочных продуктов.

Цель маркировки:

Электронная маркировка молочной продукции призвана защитить покупателей от поддельной и суррогатной; предпринимателей от нечестной конкуренции, и для вывода из тени недобросовестных налогоплательщиков.

По данным Россельхознадзора в 2020 году свыше 16% молока и молочных продуктов из числа исследованных проб не соответствовали заявленному изготовителем качеству и с нарушением технологии производства.

Молочная продукция — первый пищевой продукт в РФ, которого коснулись требования о маркировке.

Молочные продукты, подлежащие маркировке Честный ЗНАК:

  • Цельное молоко кроме сырого (в т.ч. сгущенное и сухое) и сливки;
  • Пахта, кисломолочные продукты;
  • Молочная сыворотка и другие молочные продукты, не включенные в другие группировки;
  • Сливочное масло (в т.ч. топленое), жиры и масла на основе молока, молочные пасты;
  • Сыры и творог;
  • Мороженое и прочие виды пищевого льда;
  • Молочная продукция для детского питания (за исключением питания для детей до 3 лет);
  • Напитки, содержащие молочные жиры менее и более 0,2 мас. %.

Перечисленные виды молочной продукции подлежат учету только в том случае, если вес продукта более 30 грамм, они изготовлены из пастеризованных, ультрапастеризованных, стерилизованных, ультравысокотемпературно-обработанных молока и продуктов из него, произведенных промышленным способом, и упакованных в промышленную тару. Например йогурты, сгущенка, сметана, кефир, творог, айран и другие.

Первыми под обязательную маркировку попадают мороженое и сыры.

Этапы маркировки молочной продукции:

Процесс внедрения маркировки молочной в продукции в системе «Честный ЗНАК» начался в 2019 году. Его планируется завершить к 2023 году.

1 этап – с 20 января 2021 года — старт подготовительного этапа. Производители, импортеры, оптовики, розничные магазины начинают на добровольной основе наносить средства идентификации, вводить в оборот и фиксировать выбытие через онлайн-кассы продуктов.

2 этап – с 1 июня 2021 года — введение обязательной маркировки сыров, мороженого и различные виды пищевого льда, содержащие в составе какао или без него.

3 этап – с 1 сентября 2021 — введение обязательной маркировки молочной продукции со сроком годности больше 40 дней.

4 этап – с 1 декабря 2021 года — внедрение маркировки молочных продуктов со сроком годности меньше 40 дней.

5 этап – с 20 января 2022 (для товаров сроком годности 40 суток и менее) и с 1 июня 2022 (для товаров сроком годности более 40 суток) у розничных магазинов появляется обязанность продавать молочную продукцию через ККТ, тем самым фиксировать ее выбытие из оборота. Также на кассовом чеке должна быть отметка «[М]». Для этого должно быть закуплено специализированное оборудование: 2d-сканер (подходит используемый для работы с ЕГАИС), онлайн-касса.

6 этап – с 1 сентября 2022 — введение объемно-артикульного учета для оптовиков и розницы.

Также с этой даты наступает обязанность для всех участников оборота по передаче данных в Честный ЗНАК о выводе товаров из оборота по причинам, не связанным с их продажей, в том числе через вендинговые аппараты.

7 этап – с 1 декабря 2022 года — введение обязательной маркировки для фермеров и с/х кооперативов, продающих товары напрямую или через собственную розницу.

8 этап – с 1 декабря 2023 — введение поштучного учета продукции со сроком годности больше 40 дней. Все участники оборота должны подключиться к ЭДО и передавать сведения в систему мониторинга Честный ЗНАК о каждой единице.

9 этап – с 1 декабря 2023 года все участники оборота обязаны передавать сведения о товарах, выведенных из оборота по причинам, не связанным с продажей.

Кто должен маркировать молочную продукцию?

Обязанность по нанесению средств идентификации лежит на производителе или импортере и в некоторых случаях на оптовых организациях, и не зависит являетесь ли вы юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем. Должностным лицам компаний придётся успеть наладить необходимые бизнес-процессы самостоятельно или при помощи специалистов.

Фермерские (крестьянские) хозяйства и сельскохозяйственные кооперативы, которые самостоятельно реализуют собственную продукцию, обязаны приступить к ее обязательной маркировке с 1 декабря 2022 года. Иностранный экспортер совместно с Российскими предпринимателями может наладить нанесение КМ на производстве за рубежом.

В новом процессе не участвуют организации (юрлица) и предприниматели (ИП), оказывающие услуги, связанные с реализацией молока и остальной «молочки», а именно:

логистические услуги;

связанные с предпродажной подготовкой;

по сборке и упаковке;

почтовые услуги по доставке (в том числе, принятие наложенного платежа);

по доставке продукции конечному покупателю от имени продавца (в том числе, принятие оплаты);

услуги в рамках агентских договоров/договоров комиссии.